Аудиозапись Сонаты В.А. Моцарта в исполнении Ирины Александровны Типикиной.
Ирина Александровна Типикина
(12.06.1962-23.10.2020)
В 1995 году Ирина Александровна вместе с семьёй переехала из родного Чимкента (Казахская Республика) в Пензу. К тому времени за плечами Ирины Александровы были годы учебы в Чимкентском музыкальном училище (вып. 1981г.), Ташкентской гос. консерватории им. М. Ашрафи (вып. 1987г.), восемь лет творческой вдохновенной работы в ВУЗе Чимкента на кафедре «Фортепиано».
С 1995 года началась совместная история Типикиной Ирины Александровны и Первой музыкальной, история длиною в 25 лет.
Ирина Александровна – представитель блестящей фортепианной школы, которая сложилась в Казахстане (Алма-Атинская консерватория) и в Узбекистане (Ташкентская консерватория). У истоков этой школы стояли педагоги, профессора Москвы и Ленинграда.
Несомненно, вклад Ирины Александровны, её «методическое вливание» в кровь пензенской исполнительской школы было очень актуальным, полезным и заметным. Её часто приглашали как консультанта, как члена жюри, она преподавала в Пензенском педагогическом институте на музыкально-педагогическом факультете, работала в ДМШ №7. И везде она приобретала искренних поклонников, сторонников и друзей. Она умела дружить!
Талантливый музыкант, педагог, высоко-эрудированный специалист, а ещё – надёжный товарищ и очень скромный человек – все это об Ирине Александровне. Она умела совмещать высокую профессиональную требовательность и удивительную человеческую душевность. Всегда была отзывчива к просьбе о консультации, педагогической рекомендации, исполнительской оценке, кто бы к ней не обращался. Она же была первой в помощи, если с кем-то случалась житейская неурядица.
За годы работы Ирина Александровна вырастила не одно поколение юных музыкантов, многие из которых продолжили своё образование в музыкальных учебных заведениях страны. И это, подчеркнём, в годы, когда музыкальное образование во многом потеряло свою популярность. Среди её выпускников: Александр Логинов, Мария Грачева закончили Нижегородскую государственную консерваторию им. М. Глинки, Лариса Проскурякова (Саратовская гос. Консерватория им. Л.В. Собинова).
Воспоминания коллег, друзей.
ЭПИЗОДЫ ЖИЗНИ ВМЕСТЕ ДЛИНОЮ В 25 ЛЕТ
Воспоминания Елены Вадимовны Темногрудовой,
преподавателя ДМШ № 1 г. Пензы
Вместе, все 25 лет работы Ирины Александровны Типикиной в первой музыкальной школе г. Пензы, мы счастливо делили класс № 3.
Первая встреча.
Ярко помню сентябрь далёкого 1995 года. Веду урок в 3-м классе. Осторожно открывается дверь. В проёме полуоткрытой двери появляется незнакомое лицо молодой женщины. Она почему-то извиняется, просит разрешения войти. Я понимаю, что это новый преподаватель школы, что она тоже будет работать в 3-м классе. Впереди были 25 лет знакомства. Каждый новый день я всё больше узнавала, открывала для себя Ирину Александровну. Постепенно понимала всю глубину её таланта, широту души, высоту интеллигентности и человеческую красоту. Одним слово – во всех измерениях. И даже сейчас, общаясь с её друзьями, коллегами времён учебы, жизни в родном Чимкенте (Шымкент, Республика Казахстан теперь), продолжаю узнавать, удивляться, восхищаться Ириной.
О звуке и пианизме.
Было всегда особым эстетическим удовольствием слышать и видеть игру Ирины Александровны – звук необыкновенной певучести и протяжённости, пластика рук завораживающая! Пианисты меня поймут, это то состояние, когда «слюна течёт» от, буквально, физического удовольствия. Слышать и смотреть это можно было бесконечно! Только позже я узнала, что её мастерство – это талант, помноженный на годы труда и учебы у интереснейших и лучших преподавателей. Среди имён её наставников есть даже имя легендарного профессора Московской консерватории Татьяны Петровны Николаевой! Сама Ирина всегда была в числе первых и лучших учеников. Но узнала я это не от неё. Ирина была слишком скромна, чтобы этим кичиться. А вот то, что в годы учёбы в Ташкентской консерватории (1982-1987г.г.) серьёзно увлекалась вокалом, настолько, что с фортепианного готова была прейти на вокальное отделение, рассказывала.
Однажды, в связи с чьей-то игрой, бросила фразу: «Не умеете вы, пианисты, слышать звук в его протяженности, поэтому и не поёт у вас инструмент!» Вырвалось это у неё спонтанно, эмоционально. Тогда возникло ощущение, что мыслила Ирина себя больше вокалисткой, чем пианисткой. Думаю, именно поэтому игру учеников Ирины Александровны всегда отличал особый певучий звук. Ученики могли быть разными по способностям, но всем им был преподан урок «слушания протяжённости звука». И это всегда было слышно в игре детей – от подготовишек, до выпускников. Даже сейчас её ученики, уже обучающиеся в классах других преподавателей, играют ЕЁ звуком!
Из учебной жизни.
Каждый, кто работает или работал в музыкальной школе знает, что бывают удачные уроки, а бывают «патовые». Занимаюсь с ученицей, что-то совсем не получается. Обе уже «на взводе». В класс входит Ирина Александровна, мгновенно оценивает ситуацию. Спокойно забирает у меня ученицу и просто даёт ей задание под метроном учить трудные места сонаты. И постепенно всё начинает получаться! Все довольны!
У Ирины было такое профессиональное чутьё – понимание сути проблемы и эффективное её решение порой, казалось бы, самыми простыми методами. Ещё одно подтверждение её природного таланта, её глубоких профессиональных знаний.
Как она сама работала с учениками – тщательно, требовательно, обязательно шла от образа, эмоции к конкретному звуковому воплощению. В этом не было никакой школьной схоластики, только точное понимание музыкального образа, исполнительского результата. Поскольку всё шло «по Гамбургскому счёту», учиться было у Ирины Александровны не просто, но результаты были настоящие! Память до сих пор хранит многие музыкальные исполнительские шедевры её учеников. Для меня это: Бранденбургский концерт Баха, кантилена Фильда, Мендельсона, Листа, музыка композиторов XX века и особенно – сложнейшая соната Гайдна, звучащая в руках ученицы как маленький симфонический оркестр (настолько тембрально ярко и разнообразно она была сыграна)! Не случайно многие ученики Ирины Александровны продолжили профессиональное обучение.
Об обаянии, эрудиции, интеллигентности.
Моё личное ощущение Ирины – мгновенное рабство в чарах её обаяния, таяние от её тепла и… трезвое ощущение реальности от её оценки событий. Могла очень остро, критично, с только ей присущим чувством юмора оценить жизненную ситуацию.
Говорить с Ириной Александровной всегда было о чём и всегда интересно. Поражала её эрудированность не только в профессии. Как-то я поделилась впечатлениями о прочитанной книге, оказывается Ира книгу знает, готова посоветовать следующую. Увидела я в интернете мастер класс профессора Г., Ирина его уже смотрела, предложила другой мастер-класс. А сколько было телефонных разговоров после прослушивания концертов, конкурсов (до сих пор ловлю себя на желании позвонить, поделиться…)! Но больше всего, мне кажется, Ира любила слушать вокалистов. Тонко знала, понимала культуру классического вокала. Я ж, полный профан в этой области, слушала её как внимают Гуру!
Очень многому меня научила Ирина не занудным наставленьем, не высокомерным замечаньем, а незаметным участием, тактичной подсказкой, вовремя и точно высказанным мнением и просто своим присутствием.
Уровень мастерства всего коллектива возрастает, когда в коллективе есть такие мастера! Человек разносторонне образованный, умеющий видеть цель и верно идти к ней, Ирина Александровна была профессиональным лидером среди коллег по своей сути, а не по должности. В историю фортепианной исполнительской школы имя Ирины Александровны Типикиной вписано в ряд тех, кто начинал, создавал и развивал музыкально-исполнительское искусство Пензы.
ВОСПОМИНАНИЯ ПЕДАГОГА
Мери Панайотовна – преподаватель Ирины Александровны Типикиной в музыкальной школе Чимкента (Казахстан). В настоящее время проживает в Греции, г. Афины.
Ира пришла ко мне в первый класс фортепиано маленькой девочкой. Была скромной, спокойной, послушной, очень способной и трудолюбивой. Она быстро продвигалась, быстро все успевала и усваивала. В 7 классе ДМШ участвовала в Областном конкурсе юных пианистов и заняла там 1 место. По итогам этого конкурса была направлена на Республиканский конкурс юных пианистов, тогда столицу Казахстана город Алма-Ату, и заняла там 2 место. В Алма-Ате Ирина произвела очень хорошее впечатление на членов жюри, ее отметили с самого первого тура.
У Иры всегда все было в порядке, она все понимала, игра всегда была осмысленной, яркой и живой. В социальных сетях мы с Ирой часто переписывались, она всегда с увлечением рассказывала о своей работе в ДМШ г. Пензы: как работает, какие у нее ученики, как занимается с ними.
ВОСПОМИНАНИЯ ПОДРУГИ И КОЛЛЕГИ ПО ЧИМКЕНТСКОМУ ИНСТИТУТУ КУЛЬТУРЫ
Байтасовой Гульзуан Шарипбековны
Гульзуан Шарипбековна родилась в городе Кентау в Южно-Казахстанской области. Окончила Чимкентское музыкальное училище, Алма-Атинскую Государственную консерваторию им. Курмангазы по специальности «Специальное фортепиано».
После окончания консерватории была приглашена в Институт культуры г. Чимкента
(в наст. время – г Шымкент, Казахстан)
на кафедру фортепиано по специальность «Инструментальное исполнительство»,
где продолжает плодотворно работать до сих пор.
Ира пришла к нам на кафедру фортепиано в Чимкентский институт культуры имени Аль-Фараби после завершения учебы в Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи. Совсем юная, очаровательная, хрупкая, с большими лучистыми глазами, всегда улыбчивая, очень скромная. Она сразу вошла в коллектив института и нашу достаточно большую кафедру.
Как профессиональный музыкант она была безупречна, методически владела всеми секретами мастерства, была прекрасным ансамблистом и концертмейстером. В Ташкентской консерватории Ира училась на двух факультетах - фортепианном и вокальном. В семье у Иры были «поющие» родственники: ее родная тетя Людмила Васильевна Кулинченко, (сейчас живет в г. Пензе, до этого долгие годы проработала завучем в ДМШ №1 г. Чимкента), двоюродная тетя Иры Людмила Дмитриевна Кулинченко тоже прекрасно пела (Людмила Дмитриевна теоретик-музыковед, кандидат искусствоведения, защитила кандидатскую диссертацию по квартетам С. Танеева в Ленинградской гос. консерватории им. Н. Римского-Корсакова). Людмила Васильевна, родная тетя Иры, в детстве часто возила свою племянницу на прослушивания к профессорам в ЦМШ и в Московскую гос. консерваторию им. П.И. Чайковского.
Ира была очень талантлива, владела прекрасным туше, обладала абсолютным слухом, много читала, все время подчеркивала карандашом нужные ей эпизоды из литературы, ноты ее всегда были исписаны карандашом. Она была очень музыкальным человеком, тонко чувствующим художественный образ произведения, особенно владела формой, что не часто встречается даже у продвинутых музыкантов.
Мне посчастливилось не только работать, но и дружить с Ирой. Мы подготовили с ней несколько совместных концертов. Нами была проделана очень большая работа, в одном концерте, состоящем из двух отделений, она пела сольно, я была ее концертмейстером. В другой раз, концерт был также в двух отделениях – одно отделение она пела, я была ее концертмейстером, во втором отделении, она исполняла партию оркестра фортепианного концерта, где солисткой была я.
Работать с ней было сплошным удовольствием. У её родителей был свой дом, и мы могли заниматься с ней до утра. Никто нам не мешал, мы слушали музыку в грамзаписи, занимались и это было незабываемо. С этими программами мы с Ирой ездили в мою родную Алма-Атинскую гос. консерваторию им. Курмангазы, к моим педагогам. Там Ира поразила кафедру концертмейстерского мастерства своим голосом. Дело в том, что у Иры было колоратурное сопрано, а ей больше нравились сочинения для драматического сопрано, кроме того, ей удавались и партии с меццо-сопрано, так, у нас в программе были произведения в разных тесситурах. В консерватории мой любимый преподаватель по концертмейстерскому мастерству сказала, обращаясь к Ире: «Ирочка, вы, как перуанская певица Има Сумак, поете всеми голосами». Позже мы с Ирой ездили на Международный симпозиум концертмейстеров в Ташкентскую консерваторию, слушали и смотрели мастер классы В. Чачава, К. Виноградова, Е. Шендеровича, одновременно с ней прослушались и там. Мне приятно об этом говорить, там были хорошие отзывы.
Была у Иры подруга, ее однокурсница, солистка Ташкентского театра оперы и балета им. А. Навои Зухра Туйчиева. Зухра обладала роскошным меццо-сопрано, их совместный концерт с Ирой состоялся в зале нашего института культуры. Это был фейерверк, праздник музыки, вдвоем они творили! До сих пор помню свои эмоции и восторг зала.
Отдельно хочу рассказать об Ире как о педагоге, в классе со своими студентами она работала очень заинтересованно, с большой ответственностью, студенты ее любили, интересно то, что часто студенты с не самыми выдающимися способностями в ее классе раскрывались, показывали хорошие результаты, это, конечно, от дара и таланта Иры работать, от знаний и умений, как должно звучать то или иное произведение и как этого добиться.
Всё это не забудется никогда.